Эрвин Блюменфельд – знаменитый фотохудожник 20 века немецкого происхождения, большую часть жизни живший и работавший в Соединенных Штатах Америки. Внес огромный вклад в развитие индустрии моды и fashion-фотографии. На протяжении жизни сотрудничал со со многими модными журналами (Vogue, Harper’s Bazaar) и звездами мирового шоу-бизнеса (Марлен Дитрих, Грейс Келли, Одри
«В жизни я любил две вещи: свою работу и женщин, всех женщин без исключения»
Содержание:
Биография и карьера
Что делать, если твой отец и брат погибли, мать предала, бизнес прогорел, а ты сам – еврей, попавший в фашистский концлагерь? Кто-то смирится, до конца жизни кляня злую судьбу, кто-то будет искать утешение на дне бокала, кто-то кое-как приспособится к тяготам и проживет серую, незаметную жизнь. Но есть люди, которые, как лягушка из притчи, будут бороться до конца и выйдут победителем даже из любой, казалось бы, безнадежной, ситуации. Один из них – Эрвин Блюменфельд, человек удивительной судьбы, о жизни которого можно писать книги и снимать кинофильмы. Преодолев все преграды и несчастия, которых было в избытке, он стал одним из самых известных фотографов ХХ века.
Сейчас его произведения находятся в известнейших музеях мира и по праву считаются одними из лучших образцов фотоискусства, он был назван «одним из самых инновационных и влиятельных фотографов 20-го века», коллекционеры платят немалые деньги за право обладать работами Эрвина Блюменфельда. А ведь когда-то этому талантливому человеку казалось, что его жизнь не стоит и ломанного гроша…
С чего все начиналось
Эрвин родился в 1897 году в Берлине, в семье Эммы и Альберта Блюменфельдов. Семья считалась весьма обеспеченной – Альберт Блюменфельд был партнером в компании, производившей зонты и трости, а мать – счастливой домохозяйкой, воспитывавшей троих детей: к моменту рождения Эрвина его старшей сестре Энни было три года, а спустя еще два года на свет появился младший брат Хайнц.
В шесть лет, как и было принято в то время, маленького Эрвина отправили в гимназию. А в 1908 году случилось событие, предопределившее всю дальнейшую жизнь подростка – Эрвин Блюменфельд получил в подарок свою первую фотокамеру. Волшебный мир фото покорил юношу. Он без устали фотографировал, проявлял пленку, возясь с химикатами, и демонстрировал результат с помощью «волшебного фонаря», проекционного аппарата, распространенного в начале ХХ века. Одна из первых известных работ Эрвина – автопортрет в образе Пьерро – была сделана именно в те годы, на ту самую подаренную фотокамеру.
В 1913, после завершения школы, Эрвин задумался о дальнейшем образовании, но жизнь внесла свои коррективы – отец мальчика умер, оставив после себя обанкротившееся предприятие. О продолжении учебы не могло быть и речи, семье не хватало денег. Пришлось идти работать учеником портного в магазин женской одежды. Впрочем, работа была неплохой – расширился круг общения, появились новые друзья – художники и поэты. Молодые люди весело проводили время.
Голландия и Франция
Но все хорошее когда-нибудь кончается… Грянула Первая Мировая. Эрвина призвали в немецкую армию. Но разве может художник быть хорошим солдатом? Служба в армии тяготила юношу, поэтому созрел нехитрый план: во время отпуска дезертировать и отправиться в Голландию, тем более там его ждала невеста. Однако мечтам не суждено было сбыться. Один из самых близких людей Эрвина сообщил о его планах властям. И вот – тюрьма, освобождение, снова фронт, гибель брата на поле боя. Лишь в конце войны молодому человеку удалось бежать в Нидерланды, навсегда оставив жестокую Германию.
Хотелось наконец почувствовать вкус мирной жизни – жениться, завести детей, купить домик, в конце концов, не считать каждую копейку. Но, если с первой частью плана все было хорошо – и жена, и, позднее, двое детей уже имелись, то со второй возникли проблемы.
Что только не делал Эрвин Блюменфельд, чтобы обеспечить семью: работал книготорговцем, продавал картины в галерее, сам писал полотна по выходным, даже сочинял стихи и прозу. Ничего не помогало, денег по-прежнему не хватало. Отчаявшись, Эрвин решил пойти по стопам отца и открыть небольшой бизнес по продаже кожаных изделий. Но и тут новоиспеченного отца семейства поджидала неудача, магазин просуществовал совсем недолго.
А как же увлечение фотографией? Пожалуй, это было единственным, что поддерживало Эрвина в те годы. Искренний интерес автора к делу и творческий подход не могли остаться незамеченными и постепенно его работами стали интересоваться: первая выставка, вторая выставка, публикация в журнале «Photographie». И пусть всё это пока не приносило ощутимой прибыли, имя Эрвина Блюменфельда стало узнаваемым.
Впрочем, Голландия тех лет – место не слишком подходящее для художника. То ли дело Франция, Париж! В 1936 году Эрвин с семьёй переезжают в столицу Франции. Наконец-то судьба улыбнулась молодому человеку. Эрвин получил несколько выгодных контрактов на съемку рекламы, заказ на обложку журнала, портреты знаменитостей, продолжаются публикации в «Photographie». Вишенкой на торте стал контракт с журналом «Vogue».
Стал узнаваемым и почерк художника – необычная игра светотени, острые ракурсы, резкая контрастность. Блюменфельд любил необычные приемы, редко используемые в те годы – коллажи, фотографирование зеркальных отражений, длинную выдержку, черно-белый контраст, динамическая композиция. Определился стиль мастера – сюрреализм, дадаизм, экспрессионизм.
Америка – страна возможностей
Однако, счастье длилось не долго. Сотрудничество с «Vogue» не задалось, и Эрвин решил попытать счастье в США, тем более, что появилась возможность поработать на «Harper`s Bazaar». Нужно было собраться и перевезти семью в США, но жизнь снова внесла свои коррективы.
Началась Вторая Мировая – война, перевернувшая судьбы миллионов людей. Пострадала и семья Блюменфельд: Лизетта (старшая дочь) попала в тюрьму, а сам Эрвин – в концлагерь. По невероятной случайности талантливому фотографу удалось сбежать из концлагеря, семья объединилась и, наконец, навсегда покинула Париж, объятый огнем войны.
Нью-Йорк встретил Эрвина с распростертыми объятиями: новая квартира, работа и, самое главное – мирное небо над головой. Контракты с ведущими издательствами обеспечили художнику безбедное существование, поэтому можно было полностью отдаться любимому делу.
Именно в это время талант Эрвина Блюменфельда раскрылся во всех своих гранях. Появляются новые работы, посвященные моде, которые публикуются в Vogue и Harper`s Bazaar. Снимается реклама для крупных универмагов и косметических компаний. И, несмотря на коммерческую составляющую, все фотографии, прежде всего, были новым словом в искусстве. Впрочем, не забывал Эрвин и о социальной силе изображений: фотоколлаж Гитлера стал агитационным листком американской армии.
Признание художника набирало обороты: десятки обложек Vogue, Harper’s Bazaar и Cosmopolitan, публикации в Life, Flair, работа на Helena Rubinstein, Elizabeth Arden, и L’Oreal, бесконечные выставки и вернисажи, съемки звезд кино и телевидения. Наконец, в 1950 году Эрвина Блюменфельда признали самым высокооплачиваемым фотографом в мире.
Яркий закат
Начались послевоенные пятидесятые – время возрождения, развития и ренессанса. Мир приходил в себя после тяжелой войны. Увеличилось производство потребительских товаров, выросло благосостояние и уровень жизни. Преобразования коснулись и мира моды: искусство стало «причесанным», «хорошеньким». Резкость, выразительность, острота, присущая Блюменфельду, потеряла свою актуальность.
После череды конфликтов и непониманий прекращается контракт с Vogue и художник отправляется в самостоятельное плавание. Он по-прежнему сотрудничает с косметическими гигантами в области рекламы, а также начинает писать собственную автобиографию и работать над книгой «100 лучших снимков».
В конце 60-х у талантливого фотохудожника врачи обнаружили неизлечимую болезнь. Не желая умирать на больничной койке, Эрвин Блюменфельд спровоцировал у себя сердечный приступ, изнурительно долго поднимаясь и спускаясь по Лестнице Испании в Риме. Последнее желание сбылось – смерть избавила Эрвина от медленного угасания.
Наследие художника
Тысячи фото, негативов, коллажей оставил после себя великий мастер фотографии в наследство своей семье. Посмертно были напечатаны две книги фотохудожника. В 1996 году состоялась первая ретроспектива всех работ, затем были проведены и другие выставки, написаны монографии. А в 2013 году внуком художника Реми Блюменфельдом был снят документальный фильм-биография «Фотограф красивых женщин».
И все же до сих пор искусство Эрвина Блюменфельда не пролучило должного признания и популяризации. Нам еще только предстоит осознать всю красоту творчества и замысел, зарожденный в глубинах души великого художника.
Жизнь, похожая на кино, полная взлетов и падений, радости и разочарований, спусков и подъемов по ступеням славы… Немногие могут похвастаться этим. Эрвину Блюменфельду посчастливилось: он познал жизнь во всех её красках, взамен подарив миру свое искусство.