Сальваторе Феррагамо – знаменитый итальянский дизайнер, основавший одноименный бренд Salvatore Ferragamo. Прославился благодаря изготовлению обуви ручной работы класса люкс, в течение жизни сотрудничал со многими звездами кино и телевидения. Известен нетрадиционным для своего времени подходом к обуви: его модели были не только красивы, но и очень удобны, т.к. в своей работе мастер ориентировался на индивидуальное строение стопы. Запатентовал множество изобретений в обувной промышленности. Сейчас компанией руководят жена и дети дизайнера.
Элегантность и комфорт не антиподы. Тот, кто утверждает обратное, просто непрофессионален.
Содержание:
Биография и карьера
Кто сказал, что у бога нет чувства юмора? Жизнь, порой, выделывает такие замысловатые па, что впору книгу писать. Вот и судьба Сальваторе Феррагамо, одного из известнейших дизайнеров обуви, поистине, может служить сюжетом для кинофильма. Представьте себе, юноша из беднейшей семьи, в которой обувь носили только по праздникам, стал основателем знаменитого итальянского обувного бренда и целой корпорации в индустрии красоты.
Конечно, дело не только в потрясающем таланте мастера, но и счастливом случае, открывшим молодому человеку дорогу в мир высокой моды, однако без упорства и веры в победу наверняка не было бы такого успеха. Впрочем, жизненный путь дизайнера не был усыпан розами, он оказался сложен и непредсказуем, и все-таки Сальваторе Феррагамо всегда верил в свою счастливую звезду.
Италия – страна художников
Италия, жаркое солнце и великолепная архитектура которой располагают к занятию искусством – родина многих талантов из мира моды, среди которых и Сальваторе Феррагамо. Мальчик появился на свет в 1898 году в маленьком итальянском городке Бонито в бедной многодетной семье.
В семье росло четырнадцать братьев и сестер, а Сальваторе был одиннадцатым по счету ребенком. Он с детства увлекался сапожным ремеслом, подолгу пропадая у соседа, владеющего лавкой по ремонту и изготовлению обуви. Родители не слишком одобряли необычное хобби мальчика, не видя в этом будущего для своего сына. Но однажды одной из сестер будущего кутюрье понадобился наряд и обувь для первого причастия. Семья не могла себе позволить покупку новых туфелек и Сальваторе, которому только исполнилось девять лет, взялся сшить их. Туфли получились очень красивыми, да и сам процесс так захватил ребенка, что с этого дня Сальваторе решил посвятить свою жизнь только обувному делу. К тому же и мать с отцом сменили гнев на милость, больше не препятствуя занятию сына.
В то время профессия сапожника если и не была престижной, то уж точно давала хороший доход. Существовали целые школы, готовящие будущих башмачников. В одну из таких школ, расположенную в Неаполе, и отправился юный Сальваторе. Через год, научившись основам ремесла, юноша вернулся домой и открыл собственную сапожную лавку.
Вроде бы все шло своим чередом, появился первые клиенты, а с ними и какой-никакой доход и можно было бы на этом остановиться, прожив тихую размеренную жизнь в итальянском городишке. Но Сальваторе хотел большего и тут подвернулась возможность круто изменить свою судьбу…
…Один из братьев мастера переехал в США, устроившись работать на фабрику по производству обуви для ковбоев. Зарплата была неплохой, а потому родственник решил позвать других членов семьи на работу. Молодой, легкий на подъём Сальваторе сразу же согласился и без всяких сожалений переехал в Америку.
Американская мечта
Америка покорила юношу: жизнь в этой стране била ключом, ничуть не походя на размеренный и ленивый ритм Италии. Здесь было все: театры и мюзиклы, только начавшие появляться кинотеатры, крупные моллы, торговые центры. К тому же у людей были деньги (до великой депрессии оставалось еще 15 лет), а значит были востребованы самые разные услуги и товары.
Немного поработав в Бостоне, на сапожной фабрике, мастер решил перебраться в солнечную Калифорнию, а точнее в Голливуд, туда, где обитали звезды кино и театра, охотно покупавшие предметы роскоши. И именно здесь Сальваторе открыл свою вторую лавку, решив специализироваться на индивидуальном пошиве дорогой обуви.
Поначалу все шло ни шатко ни валко: клиенты были, но совсем немного, что амбициозному сапожнику совсем не нравилось. Но тут снова подвернулся счастливый случай. Один из знаменитых режиссеров того времени, Сесил Демилль, искал человека, способного сделать сто пар ковбойских сапог для нового вестерна. Таким человеком оказался Сальваторе Феррагамо. Сотрудничество с Сесилом, который ввел дизайнера в кинематографический круг, открыло ему новые возможности.
Заказы посыпались один за другим: Мэри Пикфорд, Рудольфо Валентино, Дуглас Фэрбэнкс, да и остальные звезды Голливуда того времени стали носить обувь Salvatore Ferragamo. Такой ошеломляющий успех был вовсе не случаен, в каждую пару обуви мастер вкладывал душу, создавая неповторимые, по-настоящему эксклюзивные вещи.
Впрочем, даже поймав удачу за хвост, Сальваторе не был доволен. Дело в том, что несмотря на потрясающую красоту его обуви, клиенты жаловались на неудобство. Конечно, можно было ответить, что красота требует жертв, однако дизайнер, привыкший ко всему подходить основательно, решил попытаться это исправить.
Как известно, учиться никогда не поздно, тем более если есть стимул. Желая создавать не только красивую, но и удобную обувь, Сальваторе Феррагамо решил изучать анатомию в университете Южной Калифорнии. Учеба принесла свои плоды: мастеру удалось создать идеальную колодку. Теперь его роскошные туфли не натирали, не травмировали ногу и вообще стали самим совершенством.
Надо отметить, что за всю свою жизнь дизайнер изобрел множество новых элементов обуви, облегчающих её ношение: квадратный и клиновидный каблуки, каблук «стилетто», пробковую танкетку, неломающиеся супинаторы, босоножки с ремешками из прозрачной лески и многое другое. Такой новаторский подход, безусловно, стал одной из причин небывалого успеха бренда Salvatore Ferragamo, ведь модницам теперь не надо было жертвовать удобством в пользу красоты.
Но вернемся к пока еще начинающему дизайнеру… В его жизни вновь произошло судьбоносное событие. Однажды, одна из состоятельных дам, жена баснословно богатого индийского махараджа, зашла в мастерскую и попросила сшить ей пару обуви на высоком каблуке. Трудность заключалась в том, что стопа женщины была искривлена и другие мастера не брались за столь непростую работу. Сальваторе принял вызов и через несколько дней сотворил невозможное – великолепную пару обуви, идеально садящуюся на ноги клиентки. Высокопоставленная особа была так восхищена работой, что без промедления сделала новый заказ на крупную сумму.
Отличная работа принесла свои денежные плоды, молодой человек уже не нуждался и, более того, стало довольно состоятельным господином. Надо было развиваться дальше и вот, после 13 лет в США, в 1927 году, Сальваторе Феррагамо возвращается в Италию, чтобы осесть там окончательно.
И снова благословенная Италия
Приехав на родину, мастер развернулся по-настоящему широко: основал одноименный бренд, отрыл мастерскую во Флоренции, наняв несколько работников. Казалось, впереди только успех и безоблачная жизнь…
Начался 1929, а с ним и мировой экономический кризис, вошедший в историю под названием Великая депрессия. Один за другим закрывались производства, оставались без работы тысячи человек, сокращался спрос. Конечно, в таких условиях дорогие предметы роскоши стали не по карману подавляющему большинству людей и только-только открывшаяся компания Salvatore Ferragamo была вынуждена объявить себя банкротом. Однако Сальваторе никогда бы не добился успеха, пасуя перед трудностями. Вот и в этот раз, собрав волю в кулак и призвав на помощи родных и коллег, мастер отстоял свое детище. К тому же кризис закончился, продажи вновь возросли, и к 50-м годам на производстве работали сотни мастеров, изготавливающих лучшую обувь ручной работы.
Наконец, после нелегких времен талант мастера был вознагражден в полной мере. Маэстро Феррагамо смог выкупить один из красивейших средневековых дворцов Флоренции – палаццо Спини-Ферони, открыв там свое первый обувной магазин и расширив производство. Клиенты потекли рекой и художник, наконец-то, смог полностью сосредоточиться на творчестве.
Мэрилин Монро, Одри Хэпберн, Эва Перон, Софи Лорен и другие знаменитейшие женщины того времени заказывали обувь у Сальваторе Феррагамо и для каждой из них он создавал нечто особенное.
Лучшие работы
Сложно выделить отдельные произведения мастера, ведь все его работы были прекрасными, однако в истории моды остались несколько моделей дизайнера, созданные им в разные годы.
- «Audrey» – модель балеток Mary Jane с перепонкой на подъеме, на низком каблуке. Создана специально для Одри Хэпберн, которая обожала их носить в повседневной жизни.
- «Marilyn Monroe» – потрясающие ярко-красные лодочки на высоком каблуке, украшенные мерцающими стразами. Модель, как понятно из названия, предназначалась для Мэрилин Монро.
- «Kimo» – босоножки с переплетенными ремешками разных цветов на устойчивом каблуке и контрастной по цвету кожаной вкладкой. Эту модель мастер подготовил для первого показа мод во Флоренции в 1951 году.
- «Invisible Sandal» – или невидимые босоножки. Модель с нейлоновой леской, выполняющей роль ремешков, прочной и совершенно незаметной на ноге. За этот дизайн Сальваторе Феррагамо получил престижнейшую премию Neiman Marcus Award, до этого не присуждавшуюся ни одному обувному мастеру.
- «Rainbow Sandal» – необыкновенные и эксцентричные босоножки на высокой радужной танкетке, разработанные специально для Джуди Гарленд.
- «Andy Warhol» – мужские ботинки, главная изюминка которых – брызги краски на носке. Эту обувь особенно любил художник Энди Уорхол, в честь которого она и названа.
Изучая творчество Сальваторе Феррагамо, без всякого сомнения можно сказать что итальянский мастер был не только талантливым художником, но и новатором, во многом предвосхитившим свое время.
Он постоянно экспериментировал, ища новые, не использовавшиеся никем ранее, формы и материалы. Например, в годы Второй мировой войны, когда кожа и замша стали дефицитом, дизайнер первым стал применять нетрадиционные для обуви того времени каучук, пластик, пробковое дерево. Не останавливался он и в анатомических исследованиях стопы, запатентовав несколько изобретений в области ортопедии.
Необыкновенный талант, мастерство и изобретательность сделали бедного итальянского юношу одни из самых знаменитых дизайнеров обуви, имя которого на слуху и по сей день.
Личная жизнь
А как же семья? Сальваторе Феррагамо, привыкший ко всему подходить основательно, женился довольно поздно – в 42 года, только после того, как твердо встал на ноги. Его женой стала Ванда Милетти, молодая дочь врача из родной деревушки Сальваторе – Бонито. Несмотря на столь запоздалый брак, у пары один за другим родилось шестеро детей: три дочери (Фиамма, Джованна, Фальвия) и три сына (Ферруччо, Массимо, Леонардо).
К сожалению, насладиться долгой семейной жизнью мастеру не удалось, в 62 года Сальваторе Феррагамо скончался от рака, передав свое дело в руки жены и детей. Впрочем, дальновидность маэстро не подвела его и после смерти: Ванда не только сохранила наследство, но и многократно приумножила его, сделав бренд Salvatore Ferragamo одним из лучших в мире моды. В этом ей помогли подросшие дети, присоединившиеся к управлению компанией, причем каждый из них преуспел в своем деле:
- Ферруччо Феррагамо стал исполнительным директором компании.
- Массимо Феррагамо контролирует развитие бренда в США.
- Леонардо Феррагамо возглавил холдинг, а ранее занимался спортивной линией бренда.
- Фиамма Феррагамо пошла по стопам отца и стала успешным обувным дизайнером. К сожалению, в настоящее время её нет в живых.
- Джованна Феррагамо работает в должности вице-президента, совмещая с дизайном одежды.
- Фальвия Феррагамо – еще один вице-президент, отвечающая за линию аксессуаров Salvatore Ferragamo.
Наследие мастера
Благодаря отличной работе жены и детей маэстро, сейчас Salvatore Ferragamo – это не только обувь, но и одежда, аксессуары, духи. Производство невероятно расширилось и в настоящее время марка выпускает множество товаров категории люкс: сумки, платки, ремни, оправы, ювелирные изделия. А массовому покупателю бренд известен по ароматам, продающимся во многих парфюмерных магазинах: Signorina, Incanto, Attimo, Emozione.
Компании принадлежит целая сеть бутиков, разбросанных по всему миру: от Северной Америки до Японии.
Бренд пользуется популярностью и среди современных звезд кино и телевидения. Причем для повседневной жизни и красной дорожки знаменитости выбирают не только обувь, но и одежду, а также аксессуары Salvatore Ferragamo.
Не осталось в стороне и творческое наследие маэстро. В 1995, в здании первого магазина бренда открылся музей Сальваторе Феррагамо. В нем собрано огромное количество интереснейших экспонатов, относящихся к творчеству знаменитого итальянца: колодки звездных покупательниц, модели обуви и одежды, аксессуары, документы, а также картины и скульптуры. Часто проводятся и тематические выставки, посвященные отдельным аспектам жизни мастера. Если вы собираетесь посетить Флоренцию, непременно загляните в этот удивительный музей на площади Санта Тринита.
Кроме того, в 2013 году, семья основала благотворительный фонд, основная миссия которого – поддержка талантливых дизайнеров, берущих за основу культурные традиции Сальваторе Феррагамо. Фонд организует учебные курсы, семинары, лекции и мастер-классы для молодых художников, а особо талантливых стимулирует материально.
Сейчас можно с уверенностью сказать, что дело, которому маэстро посвятил свою жизнь, растет и развивается, а его великолепные работы навсегда останутся в истории моды, как образчики обувного искусства.
Официальный сайт
https://www.ferragamo.com/shop/us/en
Музей: https://www.ferragamo.com/museo/en/usa